Содержание
Перевозки из Китая в любом случае предполагают определенные риски утраты или повреждения товаров. Такие риски напрямую взаимосвязаны с самим процессом транспортировки, а также многочисленными погрузками, разгрузками товара, его правильной строповкой, упаковкой и маркировкой. В конце концов, его просто могут потерять или украсть, а при перевозках скоропортящейся продукции крайне важны условия самой перевозки.
Международные перевозки требуют особой внимательности при оформлении документов и соблюдению процесса подготовки груза к транспортировке в связи с тем, что грузу предстоит долгий путь и прохождение таможни.
Основным инструментом защиты предпринимателя от несения рисков при повреждении или утере груза является его страхование.
Риски при международных перевозках
При страховании грузовых перевозок из Китая следует понимать основные риски для той категории товара, который подлежит транспортировке.
- Товары россыпью. К такой категории относятся различные сырьевые грузы, чипсы, попкорн, орешки, сухофрукты. Основной риск — существенная весовая разница в пункте отправления и в пункте назначения. Взвешивание контролируется вагонными весами, нормы точности которых в Китае, России и Европе существенно разнятся.
- Промышленное оборудование. Часто встречающиеся проблемы – повреждения при перевозке и хищения. Причем в случае перевозки комплекта оборудования ущерб может быть значительным. Это связано с тем, что при повреждении отдельной части установка полного комплекта часто бывает невозможна. Для минимизации рисков следует договариваться о проверке качества и целостности на месте получения или в течение определенного срока с момента поставки, а также заранее выяснять условия взаимодействия сторон по договору страхования в случае наступления страхового случая.
- Автомобили и иная самоходная техника. Большая часть проблем при перевозке транспорта – повреждения лакокраски, сколы и иные мелкие дефекты разного рода. Если техника дорогостоящая, такие риски приобретают существенное значение. В договорах страхования перевозки транспорта лучшим вариантом будет предусмотреть подробно все возможные риски, в том числе расчет размера ущерба.
- Пищевые продукты. Помимо краж, основными рисками при перевозках являются повреждение упаковки и изменение температурного режима. Часто сам заказчик изъявляет желание поместить в один фагон или фуру как можно больше товара. Если в результате нарушений норм перевозки товар будет поврежден, вряд ли вы сможете доказать наличие страхового случая и получить соответствующие выплаты
- Нефтепродукты и сама нефть. При международных перевозках опасных и жидких грузов основными рисками являются недоливы, разбавление водой или загрязнение. К условиям страхования стоит отнестись наиболее внимательно.
Как правильно оценить степень опасности?
Для надлежащей оценки возможных рисков необходимо внимательно ознакомиться с требованиями, предъявляемыми к грузам в месте отправки и месте назначения.
Важным аспектом является взаимодействие компании-страховщика и экспертов. Только после точного определения степени рисков для транспортируемого груза такое страхование станет поистине хорошей защитой.
Для адекватной оценки степени рисков понадобятся следующие документы:
- Информация о перевозчике, его статусе, документы о финансовом состоянии компании, опыт работы, договор о транспортировке товара и первичные бухгалтерские документы.
- Конвенции, акты, законы, которыми регламентируется порядок международных перевозок. Одной из ошибок заказчиков является убеждение, что если перевозчик берет на себя полную материальную ответственность за груз, то рисков никаких нет, дополнительно страховать ничего не нужно. Это неверное утверждение, потому что убытки будут компенсированы только если ответственность самой транспортной компании застрахована и перевозчик не банкрот, к тому же придется доказывать виновность последнего.
При заключении договора страхования убедитесь в том, что вы правильно понимаете все условия: каков период страхования, на что конкретно распространяется страховое покрытие и тому подобное.
Если временной период для транспортировки установить достаточно проблематично, как, например, при ж/д перевозках, стороны определяют определенный лимит действия страховки, который в последствии продлевается либо заканчивает свое действие.
Условия, исключающие ответственность перевозчика за повреждения или утрату груза при международной перевозке
Добиться страховой выплаты в соответствии с международным законодательством и законами РФ возможно, только если будет установлена и доказана вина транспортной компании. В этой связи существуют условия, исключающие ответственность перевозчика за повреждения или утрату груза – форс-мажор. О них тоже необходимо знать. Итак, условиями, исключающими ответственность перевозчика при грузовых перевозках, являются:
- действие непреодолимой силы;
- опасности или случайности на море и в других судоходных водах;
- любые меры по спасению людей или разумных мер по спасению имущества на море;
- пожары, возникшие не по вине перевозчика;
- действия или распоряжения соответствующих властей (задержания, ареста, карантина и других);
- военные действия и народные волнения;
- действия или бездействия отправителя, получателя;
- скрытые недостатки груза, его свойств или естественной убыли;
- незаметные по наружному виду недостатки тары и упаковки груза;
- недостаточность или неясность марок;
- забастовки или иные обстоятельства, вызвавшие приостановление либо ограничение работы полностью или частично;
- иные обстоятельства, возникшие не по вине перевозчика, его работников или агентов.